Сердцем любого компрессионного холодильника и морозильника является мотор-компрессор. Пока работает «сердце», живет и холодильный прибор. Современный мотор-компрессор представляет собой герметичный кожух с компрессором и электродвигателем для его привода внутри. Для упрощения вместо термина «мотор-компрессор» часто используют термин «компрессор».
Подавляющее большинство холодильников оборудовано поршневыми компрессорами и лишь незначительное количество импортных моделей имеет ротационные компрессоры.
Все современные поршневые компрессоры работают от асинхронных электродвигателей с вертикальным валом и имеют внутреннюю подвеску: компрессор в сборе с электродвигателем подвешен на пружинах внутри кожуха мотор-компрессора. Ротационные компрессоры приводятся от электродвигателя с горизонтальным валом и имеют наружную подвеску: компрессор в сборе со статором электродвигателя жестко запрессован в кожух, который через пружины крепится к раме.
Поршневые мотор-компрессоры прошлых лет имели привод от электродвигателя с горизонтальным валом и наружную подвеску. Статор электродвигателя с прикрепленным к нему поршневым компрессором был жестко запрессован в кожух, который устанавливали на пружинах на раме в основании шкафа холодильника. Все вибрации компрессора передавались на кожух, затем на раму и шкаф. Наружная подвеска компрессора была основной причиной повышенного шума холодильника.
Поршневые компрессоры бывают кривошипно-шатунными и кривошипно-кулисными. Вращательное движение вала преобразуется в возвратно-поступательное движение поршня в первом варианте с помощью кривошипно-шатунного механизма, а во втором с помощью кривошипно-кулисного механизма.
При малых нагрузках оба типа поршневых компрессоров работают достаточно надежно. При больших нагрузках предпочтение отдают кривошипно-шатунным компрессорам. Коленчатый вал кривошипно-шатунного компрессора имеет 2 точки опоры и поэтому может выдерживать без деформации более высокие нагрузки, чем консольный вал с одной точкой опоры в кривошипно-кулисном механизме.
Благодаря меньшим затратам на изготовление кулисные компрессоры применяют на относительно небольших холодильниках и больших моделях комбинированных холодильников-морозильников с 2 компрессорами. Поршневые мотор-компрессоры с кривошипно-шатунным механизмом устанавливают на любые типы холодильников и морозильников, в том числе и на большие однокомпрессорные холодильники.
Ротационные компрессоры не имеют поршней. Ротор с подвижной пластиной, разделяющей камеры всасывания и нагнетания, вращается внутри полости эллиптической форы. Камеры всасывания и нагнетания соединены с соответствующими трубопроводами. При вращении ротора перед пластиной создается повышенное давление, а позади нее разрежение и таким образом обеспечивается циркуляция хладагента в системе охлаждения. При равной холодопроизводительности размеры ротационного мотор-компрессора значительно меньше, чем поршневого. Это позволяет существенно увеличить полезный объем холодильника при неизменных габаритах. Ротационные компрессоры для бытовых холодильников в странах бывшего СССР серийно не изготавливают.
|
|
Поршневые мотор-компрессоры с кривошипно-кулисным механизмом изготавливает по японской лицензии Красноярский завод холодильников «Бирюса». Производственные мощности завода превышают 1 млн. шт. в год. Красноярские компрессоры устанавливают на холодильники «Бирюса», «Саратов» и модели Зеленодольского завода («ПОЗИС», «Мир», «Свияга»), а также на «Стинолы» Липецкого завода и другие марки холодильников.
После покупки акций итальянским концерном MERLONI Липецкий завод начал выпускать холодильники под маркой «Indesit» в дополнение к «Стинолам», а в 2004 г. добавилась еще одна марка «Ariston». На холодильники марки «Стинол» устанавливают отечественные и импортные мотор-компрессоры, а на «Indesit» и «Ariston» только импортные из стран дальнего зарубежья. По данным ремонтных организаций завод импортирует мотор-компрессоры из Италии, Турции, стран юго-восточной Азии и Бразилии. По заявлениям представителей завода с 2004 г. руководство ориентируется на мотор-компрессоры «Danfoss» (Дания).
Кулисные мотор-компрессоры, аналогичные Красноярским, по японской лицензии изготавливают в Белоруссии в г. Барановичи. Барановичский станкостроительный завод, являющийся дочерним предприятием минского АО «Атлант», поставляет мотор-компрессоры не только для головного завода, но и для комплектации холодильников «Стинол», «Смоленск», «Саратов», «Ока», «Орск» и других. В 2003 г. на заводах АО «Атлант» изготовлено 1970 тыс.шт. мотор-компрессоров и 897 тыс.шт. холодильников.
Кривошипно-шатуннные мотор-компрессоры по итальянской лицензии изготавливают на Донецкий заводе, входящем в АО «Норд». Это крупнейший изготовитель бытовых холодильников на Украине. Проектные мощности завода компрессоров около 1 млн. шт. в год.
Объемы производства мотор-компрессоров на других заводах России и государств Ближнего Зарубежья очень небольшие и не оказывают существенного влияния на рынок бытовых холодильников.
Импорт мотор-компрессоров в РФ с 1996 по 2001 г.г. вырос в 5 раз. Доля используемых импортных мотор-компрессоров на российском рынке с 1998 по 2000 г.г. увеличилась с 39 % до 74 %.
Поршневые мотор-компрессоры с кривошипно-кулисным механизмом изготавливают в Японии, Корее, Тайване, Италии и Китае, а с кривошипно-шатунным в Америке, Англии, Бразилии, Италии, Германии, Швеции, Югославии и Франции. Лидером в производстве кривошипно-шатунных компрессоров считают американскую фирму TECUMSEH, по документации которой работают многие заводы в Европе и на других континентах, в том числе L`UNITE GERMETIQUE во Франции.
Самыми большими мощностями по производству мотор-компрессоров всех типов в Европе располагают итальянские заводы. Итальянский концерн EMBRACO, включающий в себя фирму Aspera, заводы в Испании, Италии, Бразилии и Китае, производит более 20 млн. шт. мотор-компрессоров различного назначения.
Заводы концерна ELECTROLUX работают в Италии (марка мотор-компрессоров - ZEM), в Австрии (Verdichter), в Испании (Unite Germetique), в США (Kelvinator). Концерну принадлежат марки холодильников: AEG (Германия), ELECTROLUX (Швеция), Rosenlev (Финляндия), Zanussi (Италия). Мощности заводов мотор-компрессоров превышают собственные потребности для комплектации холодильников и составляют около 12 млн.шт. в год. Это позволяет концерну поставлять мотор-компрессоры на комплектацию холодильников чужих марок. Высокий престиж марки привлекает к мотор-компрессорам ELECTROLUX внимание изготовителей дорогих холодильников MIELE и популярных моделей VESTFROST.
Хорошей репутацией пользуются мотор-компрессоры датской фирмы Danfoss, устанавливаемые на известные марки европейских холодильников BOSCH, SIEMENS и VESTFROST. Эти мотор-компрессоры стремятся получить многие изготовители холодильников, в том числе Snaige (Литва), российские и белорусские заводы при поставках продукции на экспорт.
На холодильниках BOSCH и SIEMENS помимо датских применяются мотор-компрессоры EMBRACO - Aspera (Испания), и Matsushita (Сингапур). На холодильники Liebherr (Германия) устанавливают австрийские, итальянские и бразильские мотор-компрессоры концерна EMBRACO.
Итальянские мотор-компрессоры устанавливают не только на холодильники концернов A. Merloni S.p.A (марки Ardo, Ariston, Indesit, Scholtes, и "Стинол"), Candy (марки Candy, Iberna, Kelvinator, Rosieres, Zerowatt) и других итальянских компаний (Bompani, OCEAN, Sangiorgio, Siltal), но и на немецкие Kaiser и Bauknecht, финские Asko. В то же время концерн Merloni, владеющий собственным производством мотор-компрессоров, на некоторых моделях своих холодильников использует мотор-компрессоры Danfoss.
На холодильники марок Kelvinator, Philips и Whirlpool устанавливают итальянские и американские мотор-компрессоры. На французские холодильники марок Brandt и Thomson и на Gorenje из Словении устанавливают мотор-компрессоры TECUMSEH EUROPE / L`UNITE GERMETIQUE. Корейские холодильники LG и SAMSUNG оборудуют корейскими мотор-компрессорами, американские AMANA, GENERAL ELECTRIC, MAYTAG – американскими, японские SHARP - японскими.
Заводы холодильников, располагающие компрессорным производством, используют преимущественно собственные мотор-компрессоры. Однако, при поставках на экспорт страна импортер может диктовать свои особые условия, в том числе потребовать комплектации холодильников мотор-компрессорами других марок. Особыми условиями поставки являются требования по используемому хладагенту и отсутствию радиопомех, влияющие на конструктивное исполнение мотор-компрессора. На рынке представлены мотор-компрессоры, работающие только на хладагенте R 12, либо на R 134а и R 600а. Барановичский завод выпускает и универсальные модификации мотор-компрессоров для работы на разных хладагентах. Радиопомехи не создают мотор-компрессоры с позисторным запуском электродвигателя, в которых отсутствуют электрические контакты.
В мировой практике заводы холодильников очень часто не имеют собственного производства мотор-компрессоров и работают в кооперации с заводами-поставщиками. Мотор-компрессоры разных изготовителей, как правило, имеют унифицированные присоединительные размеры. Это позволяет устанавливать мотор-компрессоры одной марки на холодильники разных марок. С другой стороны на холодильники одной модели по разным причинам могут устанавливать мотор-компрессоры разных марок.
Для покупателя холодильника марка мотор-компрессора не столь важна, как предоставляемые изготовителем или продавцом гарантии. На мотор-компрессоры в составе холодильных приборов, как правило, распространяется гарантия на сам холодильник или морозильник. Гарантии на бытовые холодильники на российском рынке от 1 года до 5 лет. Имеются примеры, когда гарантия на мотор-компрессор превышает гарантию на холодильник, но не наоборот.
При гарантии 5-7 лет можно не переживать за марку мотор-компрессора. Больше оснований для переживаний должно быть при покупке холодильника престижной марки с очень коротким сроком гарантии.
Гарантия на мотор-компрессоры, поставляемые в запасные части, как правило, не более 1 года. Это объясняется тем, что ремонт производится с использованием менее совершенного оборудования и при ремонтах возможны отклонения от технологического процесса.
Цены мотор-компрессоров при массовых поставках на серийные холодильники значительно ниже, чем при поставках в запчасти. Высокопроизводительные технологии при массовых поставках обеспечивают минимальные затраты на изготовление. В этом основная причина специализации компрессорного производства и кооперации с производством холодильников. Для организации собственного производства мотор-компрессоров на одной технологической линии (номинальная производительность около 1 млн. шт. в год) заводу холодильников в начале XXI века требуется около $80 млн.
Мотор-компрессоры в РФ, как правило, не ремонтируют, но пуско-защитная аппаратура может заменяться. Пусковые и защитные реле на мотор-компроессорах одной марки, как правило, взаимозаменяемые. На разных марках мотор-компрессоров эти приборы могут быть невзаимозаменяемыми.
Информация о взаимозаменяемости мотор-компрессоров и пуско- защитной аппаратуры, а также о возможности использования разных хладагентов имеет большое значение для тех, кто ремонтирует холодильные приборы.
|